Какую роль играют "смыслы" в нашей подготовке
 
                                                      К.Н. Лещенков
                                           Спортивный психолог
                         предлагаемый читателю материал
                       составлен по мотивам наставлений
      основателя Айкидо М. Уэсибы и его учеников.

Цель Айкидо - получить силу через мудрость,
                                         а не через превращение в дикого зверя.
                                                                                                         Сэнсэй М.Саотомэ
                  Ай    Ки    До
Мудрость Сила Ответственность
    В искусстве борьбы Айкидо мудростью называют способность понимать законы природы, управляющих всем сущим и действия человека в согласии с ними. При такой способности мудрость позволяет наполнить единоборца силой, которая живит и одухотворяет его тело и душу, гармонично сочетая их между собой. Поэтому является немаловажным именно это условие - наличие мудрости, без которого немыслимо правильное овладение и обучение искусству борьбы. К нему относится в тоже время и владение смыслами собственной жизни, потому что мудрость порождает смыслы, а смыслы управляют жизнью каждого человека.
    Относительно смыслов жизни следует заметить, что они, конечно же, в силу разных привычек людей, очень сильно разнятся между собой, и каждый из них имеет право быть. Но в жизни  бывает, наступает определенный момент, когда все различные смыслы, вдруг,  в одночасье, подвергаются проверке на свою необходимость и выверенность качеств от которых, зачастую, зависят здоровье и в отдельных случаях сама жизнь человека.
    Так, например: пытливым исследователем В.А. Моляко было отмечено, что во время жестокого испытания аварией на электростанции населения проживающего в ближайшей к ней местности, люди поделились на следующие категории по видам своего поведения:
          1-я - «индифферентное поведение». Это люди, которые практически не проявили сколько-нибудь серьезной реакции, не изменили своего поведения, продолжая жить и работать так, как и до аварии.
          2-я - «депрессивное поведение». К нему относятся люди, замедляющие свою деятельность, снижающие активность под влиянием отрицательной информации. Они более скованны в решениях, долго размышляют и мало действуют, неадекватно реагируют на последующие, по их мнению, малозначимые сообщения.
         3-я - «мобилизирующееся поведение». В этой категории люди, которые под влиянием информации об аварии повысили свою активность, улучшили показатели деятельности, начавшие активно искать выход из сложившейся ситуации, забывая обо всем второстепенном.
         4-я - «чрезмерно активное поведение». К нему относятся люди, которые после  известия об аварии сразу же начали бурную деятельность, не всегда продуманную, носящую хаотичный характер и мало адекватную. Деятельность, как правило, не дающую ощутимых положительных результатов.
         5-я - «активно-циклическое поведение». В этой категории люди, которые после известий об аварии начали супер активные действия, но затем, сравнительно быстро, впали в противоположную крайность, в депрессию, в бездействие.
         6-я - «поведение скрытая паника». Люди,получив сообщение об аварии, просто«отключились». Они как-бы «застыли», «замерзли».
Если в этом примере, поведение рассматривать с точки зрения смыслов, мы различим, что одни люди руководствовались:
       1. - непониманием;  2. другие - преувеличенной фантастической интерпретацией происшедшего; 3. третьи - пониманием  на уровне доступной информации;  4. четвертые - пониманием на уровне слухов, а также доступных прогнозов специалистов и сообщений в СМИ.
       С точки зрения Айкидо вызывает интерес третья категория, которая определяла свое поведение пониманием на уровне доступной информации. Люди, в этой категории смогли адекватно воспринять сложившуюся ситуацию, и правильно оценив, найти эффективное решение к ее разрешению. Их поведение, оказалось очень взвешенным, расчетливым, продуктивным, говоря современными терминами  - оптимальным поведением. Они искали выход из сложившейся ситуации, забывая обо всем второстепенном.
       Именно это поведение мастера Айкидо приветствуют и пропагандируют как достойное и единственно верное, наилучшее к воспитанию и освоению, как самое надежное, дающее победу в единоборствах и борьбе. Остальные виды поведения можно определить как поведение наподобие «корабля без руля и без ветрил», управляемому извне стихиями ветров и волн, их непредсказуемым воздействием на него и несущим ему, как правило, гибель, а человеку, следующему смыслам этих моделей поведения - проигрыш и поражение в схватке.
     В силу огромной важности и значения смысла в жизни следует разобраться, а где же взять, где приобрести его. Разные исследователи сходятся в едином мнении и предоставляют его следующими выводами:
«1. Смысл нельзя дать как вещь, … его нужно найти. 2. Смысл может быть найден, но не может быть создан (мы не черпаем смыслы исключительно из себя, но получаем их из человеческого общения). 3. Смысл всегда может быть найден. 4. Жизнь человека не должна лишаться смысла, ни при каких обстоятельствах».
      А мастера Айкидо, разделяя эти взгляды, дополняют их своими рекомендациями. Они утверждают, что для обретения смысла необходимы серьезные усилия со стороны обучающегося, постоянная практика единоборств и спортивного общения, которые позволят ему, испытывая напряжение обрести смысл и через него силу. В противном случае говорят они, «вы утратите реальность, утратите огонь, утратите путь» (М.Саотомэ), то есть смысл и сила, даваемая им, ускользнут от вас.
    Как мы видим, они настраивают нас на непрестанный поиск и совершенствование, которые даже если и вызывают напряжение в нашей душе теле и духе, то через него мы получаем большее - прирост силы, уточнение пути и точное прочтение реальности жизни.
    И еще некоторые замечания по поводу силы, которая не должна быть в человеке силою «дикого зверя».
    Если человек избегает следования «мудрости законов природы, управляющих всем сущим», то вместо них, его разум и чувства  фокусируются на негативных и вредоносных впечатлениях. Такое фокусирование вскоре  переходит в привычку, вызывающую накопление «негатива». «Негатив», при определенных обстоятельствах, начинает жить и совершать действия собственным произволом, часто не зависящим от сознательной воли человека. Эти действия наносят всевозможный вред его душе (психике). И человек постепенно, со временем все больше и больше,  превращается в «дикого зверя». И уподобляясь  «зверю», он начинает искать себе врагов среди  других людей, которых замышляет сделать «мальчиками для битья», и которые как громоотводы должны будут принять на себя его накопившуюся ярость.
    Такой путь Айкидо отвергает на корню, считая его недопустимым и непозволительным для своих единомышленников. Наставники айкидо утверждают, что те люди, которые идут по пути взращивания в себе жестокой и жесткой агрессивности, скорее всего, страдают от внутренней неуверенности в своих силах и испытывают, как ни парадоксально звучит, страх перед окружающими людьми, и этот путь усиливает их. В итоге они имеют полное расстройство и разрушение внутреннего лада и мира в душе, которое может перейти и на тело, вызвав в нем отклонения от здоровья и в перспективе заболевания.
   Само Айкидо следует иному пути. Сэнсэй Мицуги Саотомэ так говорит о нем,-  «имея силу и контроль, вы имеете возможность покалечить или защитить нападающего на вас. Выбор айкидо - защитить. Цель Айкидо  улучшить жизнь людей, помочь расцвести их душам, сделав их сильнее…».
    И именно такое отношение к нападающему называется ответственностью. Она в айкидо начинается с уважительного отношения к партнеру, и если оно отсутствует, то, предупреждают наставники, это грозит вам получением травмы, может быть даже непреднамеренным, чего следует, конечно, избегать или, во всяком случае, не призывать на себя в виде последствий своей невежливости. Ответственность перед партнером передается также и на противника, потому что с точки зрения айкидо закон ответственности предполагает, что все живые существа по своей природе стремятся к одному принципу «универсальной действительности жизни». И в соответствии с ним уважение себя, своего партнера и противника есть проявление универсальной ответственности, перед которой все равны и несут за ее несоблюдение равную меру вины.
    Поэтому избегайте напрасно подвергать себя риску, следуя пути превращения в «дикого зверя», который, наверное, лишит вас здоровых и универсальных жизненных сил. Вполне может случиться, что путь «айкидо- ответственности» явится для вас лучшим выбором, который принесет вам много пользы и успехов на жизненном пути.
   Что мы и видим на примере жизни основателя Айкидо Морихэя Уэсибы, заслуженного и именитого мастера, признанного во всем мире наставника, прозванного за достижения в области борьбы
О-Сэнсэем, избравшего для себя и прошедшего путь совершенствования человеческого духа и характера до высоких вершин через увлечение и верность единоборствам.
                Гармония Ай  Ки  ДО  -  Мудрость  Сила  Ответственность
См. также по теме:
Что такое "Положительный настрой"
"Ответственность" и  её значение
Какова роль "Позитивного настроя" в житейских ситуациях
"О важности связей между телом и душой"
Полное содержание сайта
В этом ролике наглядно демонстрируется поиск истинного смысла действия через рассуждение и важность этого поиска.
фрагмент из кинофилльма "Отважный самурай" режисер Акиро Куросава
Айки - подготовка
Богатырская подготовка
  Рождение проекта всецело обязано Основателю Айкидо О-сенсею Морехею Уэсиба, который отличался смелостью, высочайшей целеустремленностью, настойчивостью, предельной честностью характера. И поэтому  его смело можно назвать духовным богатырем или Богатырем духа.
  Этапы нашей подготовки

(Сайт-приложение)
Действуя на тело активизируем скрытые силы души
"Что такое Айкидо?"