"Ответственность" её значение и всё что с ней связано
Вы должны развивать вашу чувствительность к другим людям и вашу заботу о них в постоянном общении…        
Сэнсэй М.Саотомэ
                                                       К.Н. Лещенков
                                             Спортивный психолог
                          предлагаемый читателю материал
                         составлен по мотивам наставлений
        основателя Айкидо М. Уэсибы и его учеников.

Айкидо - Ответственность
    Для того чтобы нам выяснить для себя, что понимают в Айкидо под словом ответственность давайте заглянем в историю создания борьбы. Будущий основатель этого вида единоборства М.Уэсиба долгое время находился в постоянном поиске истинного искусства поединков, приведшего его к признанному и выдающемуся мастеру Согаку Такэда. Которому,во время несения воинской службы, приходилось в боевых условиях своими вооруженными руками наносить противникам травмы, различные увечья, заканчивающиеся часто летальным исходом.
    Уэсиба М. обучаясь у него приемам борьбы, одновременно помогал в содержании большого дома и в ведении прочего хозяйства, что позволило ему как хорошему ученику наблюдать быт, отдых, сон своего наставника. И Морихэй был поражен тем, что ему пришлось увидеть своими глазами. Временами мастера С.Такэду настигали приступы глубокой паранойи и подавленности, которые были связаны с причинением телесного ущерба другим людям. Они носили формы ночных кошмаров, ужасных стонов во сне, приступов истерии, маниакальной подозрительности к окружающим и других тяжелейших форм проявления этого заболевания.
    Такие впечатления подвигли юного М.Уэсибу пересмотреть свое отношение к единоборствам, результатом которого явилось новое понимание искусства поединков. «Айкидо будет иметь иной характер и не будет нацелено на воспитание и взращивание агрессии в своих последователях» - так он решил. Ему будет присущ мир и поиск истины, которые должны отразить гармонию, существующую в природе, а не различные эгоистические отклонения людей от этой истины.С этого времени ответственность в айкидо стали понимать как обязанность перед гармонией за ее сохранение и распространение.  Эгоистические человеческие устремления были определены как не приносящие пользы в борьбе и выведены за рамки обучения. Для более ясного представления написанного обратимся непосредственно к принципам Айкидо. «Вы не можете контролировать реакции другого человека с помощью агрессии, потому что агрессия только усиливает сопротивление» - пишет сэнсэй М.Саотомэ, то есть ваш агрессивный эгоизм просто «подливает бензина в огонь» при недоразумениях с другими людьми. Истинный же путь состоит в следующем - «Айкидо разрабатывалось для общения, а не для соперничества. Оно следует естественным принципам раскрытия движений гармонии. В результате, люди с самыми разными физическими возможностями, очень сильные и очень слабые, дети и взрослые, могут заниматься вместе, учиться друг у друга и развивать свою способность соответствовать любой ситуации, находиться в гармонии с ней» (М.Саотомэ).
    Именно таким образом стали понимать ответственность в айкидо. Новое понимание вобрало в себя следующие положения и требования к борьбе и последователям: мир и поиск истины; гармоничное общение с окружающими людьми;  обучение айкидо является отражением гармонии вселенной; уважение к партнеру, как условие успешного совершенствования в борьбе;  исключение соперничества как вредного явления, несущего разрушение гармонии между самими людьми и природой; непрерывающееся совершенствование в гармонии, которое не имеет пределов возможного роста.
    Из которых следует, что обучающиеся должны соответствовать гармонии, быть с нею в ладу, носить ее внутри себя, в своих душах. Для чего ученикам и последователям предстоит навести порядок в своем внутреннем мире и добиться согласия в душе  между смыслами, чувствами и волей.
    Если лад и согласие отсутствуют, а на уровне смыслов царит хаос, то в поединках и спорных житейских ситуациях вы можете быть руководимы следующими мыслями: в первом случае - непониманием или недопониманием причин происходящего, во втором- фантастической преувеличенной интерпретацией происходящего, в третьем  - руководствоваться слухами и ошибочными мнениями других людей. Что равносильно «подкладыванию себе свиньи», совершению ошибки, которая принесет после ее реализации какую-либо неприятность. Айкидо в ее ответственности предполагает избежать совершения ошибок, для чего рекомендует  «зреть в корень», то есть интуитивно воспринимать суть ситуации, ее причины и возможное дальнейшее развитие.
    «Неразбериха» в чувствах  грозит следующими неустройствами. Рассмотрим на примерах: в одном случае, человек, исходя из опыта своего положительного общения, ожидает, что и на следующей встрече ему выпадет хороший прием, которым он будет руководствоваться как «поощрением»  в жизни. В ином случае, когда его обидят, нанесут оскорбление, то от очередной встречи он будет ждать угрозы или иных неприятностей для себя, то есть «наказания».
    В случае «поощрения» человек в дальнейшем будет нацелен на гармоничное общение с другими людьми. Во втором случае,  «наказаний», человек будет избегать поиска гармонии, так как она его будет «раздражать», и как следствие, честного и прямого общения с другими людьми, относиться к ним с подозрением, так как «обжегшийся на молоке, дует и на воду».То есть впечатления от первых неудачных встреч будут довлеть над ним и заставлять пренебрегать другими людьми.
    Человек, у которого в опыте одновременно много и «поощрения» и «наказания» будет «метаться» между желанием гармонии и озлоблением,  будучи не в состоянии определиться с выбором, чего же он желает больше. То есть будет в состоянии практически постоянного конфликта своих намерений и смыслов.
    А человек, у которого в опыте не накоплено ни «поощрения» ни «наказания», будет безразличен и не заинтересован
ни в общении, ни в гармонии. Он будет «спать», как обледеневший на морозе».Подобные варианты проявления эгоистических препятствий в смыслах и чувствах оказывают дурную услугу вам и вашему телу, которое не будет знать, какими же установками ему руководствоваться в движении при совершении борцовского приема. Потому что эти установки, исходящие от состояния, когда мысли, чувства, тело живут порознь, уподобляясь «лебедю, раку и щуке», один из которых - тянет в небо, другой на дно реки, третий в толщу воду, приносят в вашу активность только хаос и смуту, которые в схватке будут причиной поражения.
    Для согласования мыслей, эмоций и воли следует проявить настойчивость и немножко для начала поисследовать внутренний мир  своей души с целью  добиться ее целостности. Опишем пример простейшего исследования: все мы сталкивались в жизни с состоянием, когда «смех пробивается сквозь слезы», то есть нас захватили одновременно два настроения - радости (это смех), и горести (это слезы), что говорит о том, что наши чувства и мысли претерпевают раздвоенность и душа поделилась на части, лишившись собранности, целостности.
    Мы не знаем в этот момент точно, чего хотим, то есть наша воля молчит, заснула. Для прояснения желаний нашей воли давайте воспользуемся следующим приемом, который поможет вернуть единомыслие. Спросите свои мысли:«Чего именно мне хочется, чего я хочу на самом деле?» И ждите ответа в ощущениях. Затем спросите свое сердце: «Чего, как кажется моему сердцу, я хочу?» - и снова ждите ответа. Ответы могут быть и - «да», и - «нет», но они хороши тем, что  дают опорные точки для понимания существует ли в душе скрытый конфликт, который усложняет жизнь. 
    Если мы не осознаем скрытого напряжения внутри себя, то не имеем возможности понять, почему при всем нашем желании часто не можем добиться желаемого результата нашими действиями. Проиллюстрируем сказанное. Мы часто бываем сильно удивлены, когда собственные дети или наши домашние животные реагируют на нас совершенно противоположно тому, чего мы ожидали от них в ответ наши к ним просьбы или слова, действия. Как нам кажется, мы ведем себя с ними мило и вежливо, но они, чувствуя протест, живущий  в глубине нашей души, отвечают именно на него своим часто некорректным поведением, которое злит и обижает нас.
    Но причиной то такой реакции является наша раздвоенность и напряжение, которое в виде протеста передается в скрытой форме детям и животным, которые мы сами, к сожалению, часто создаем, но,  не осознавая этого, а они его чувствуют лучше нас, оно их раздражает и выводит из себя, злит. Поэтому ответ в такой неприятной для нас форме к нам и возвращается. И для нас явится очень большим шагом в познании гармонии понимание того факта, что причиной возможных для нас дискомфортных ситуаций являемся мы сами, как в этом примере, и постигнув эту истину, мы в следующий раз уже сможем более внимательно, тщательно и грамотно строить свое общение с другими людьми.
    Почему так важно это исследование, только по той причине, что внутренняя несогласованность, смута и хаос ослабляют наши намерения и целеустремленность, что ставит под сомнение достижение нами конечной цели, которую мы поставили перед собой.
    Идеальным внутренним «гармонизатором» в человеческой душе, как учат наставники Айкидо, выступает наша интуиция, которой доступны высокие вершины духовной жизни. Льюис Кэрролл, в своем произведении «Алиса в стране чудес», иносказательным языком показывает возможности интуиции, которая  позволяет героине путешествовать по зазеркалью, над зеркалом физических органов чувств. Интуиция, пребывающая своими корнями в «зазеркалье», то есть в начале жизненных процессов, их сути, способна сглаживать неровности и шероховатости души, «полировать» ее до ярчайшего блеска, делая ее носителем благодатного света.
    Во внешних проявлениях интуиция позволят людям, владеющим ее возможностями, узнавать глубинные чувства и считывать намерения, существующие за маской видимости. А также, по словам М.Саотомэ, «поймать неуловимые сигналы, которые находятся вне действия физических чувств».
    И в тоже время интуиция является «ключом» для постижения ответственности. «Вы должны преодолеть свое эго и открыть позитивный путь гармонии... это крутой перелом в глубинах вашего духа… Ваше движение должно быть интуитивным применением универсальной силы вашего духа…», это очень значительные слова наставника Мицуги Саотомэ, полностью отражающие суть и единение интуиции и ответственности в практике занятий для постижения гармонии Айкидо.
    А интуитивные способности начинают раскрываться только после вашего сознательного определения, на чьей вы стороне - Гармонии или озлобления, нерешительности (это когда мы не можем для себя уяснить, чего мы по настоящему желаем) или желания «заснуть и не проснуться» (то есть пребывания в тоске, печали, унынии). Если вы выбрали гармонию, то ожидайте роста и развития интуиции внутри себя, если выбор остался за иными желаниями - то о преимуществах, сообщаемых интуитивным познанием действительности, можете навсегда позабыть.
    А «крутой перелом в глубинах вашего духа» пусть только радует вас, потому что, «что Бог не делает, все во Благо».Спасибо вам за уделенное вами внимание и время прочтению этого материала.




                Гармония Ай  Ки  ДО  -  Мудрость  Сила  Ответственность
"Смыслы", какова их роль
Что такое "Положительный настрой"
Какова роль "Позитивного настроя" в житейских ситуациях
См. также по теме:
"О важности связей между телом и душой"
Полное содержание сайта
  Рождение проекта всецело обязано Основателю Айкидо О-сенсею Морехею Уэсиба, который отличался смелостью, высочайшей целеустремленностью, настойчивостью, предельной честностью характера. И поэтому  его смело можно назвать духовным богатырем или Богатырем духа.
Айки - подготовка
Богатырская подготовка
  Этапы нашей подготовки

Действуя на тело активизируем скрытые силы души
(Сайт-приложение)
"Что такое Айкидо?"